Платок - это один из самых универсальных элементов гардероба, существующий с глубокой древности практически во всех культурах мира.История платка в Древней Руси начинается примерно в 12 веке: тогда женщины носили «убрус». Его делали из различных материалов: для бедных из шерсти, для более состоятельных из шелка и украшали камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Платок служил защитой от сурового климата, поэтому его носили поверх головного убора.
До появления крупной промышленности платки ткались крестьянками на обычных домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. В 16-17-м веках появились платки из шелковой «коноватой ткани» и назывались «канаватки». Предположительно, появились они после поездки Афанасия Никитина в Индию. Ими торговали купцы с Востока, поэтому особенно ценились и считались драгоценностью. В 17-м веке производство шалей было поставлено на поток. И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем гардеробе. С 18-го века в России набирает обороты изготовление больших платков и шалей. Подражая пестрым шалям, недоступным широкому кругу людей, стали выпускать набивные платки.
Цвета платков были разнообразны и зависели в основном от желания и финансовых возможностей женщины, носившей платок, но в целом тенденции все же были. Светлые тона отлично подходили девочкам и молодым девушкам, более яркие, а особенно красные оттенки носили девушки-невесты и молодые женщины. С возрастом же они предпочитали более тёмные и спокойные цвета. Чёрные платки без узора и рисунка носили во время траура. Также были свои правила ношения платков для похода в церковь.
Мужчины тоже носили платки – шейные, чаще всего те же самые, что носили женщины, подарки подруг, невест или жен. Рисунок дореволюционных платков и шалей сохранялся и в советское время – павлово-посадские, александровские, барановские, Трёхгорной мануфактуры. Появлялись и новые, необычные узоры, в том числе и незаслуженно забытый сейчас, но очень интересный агитационный текстиль с символикой нового, советского времени.
Сегодня платки по-прежнему являются интересным аксессуаром, имеющим в костюме самое разнообразное применение, в том числе и похожие на те платки и шали, которые были предметом гордости наших прабабушек.
Способы ношения платков у русских женщин
Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. Женский головной убор всегда служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок. На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией. Повязывать платок можно «по-бабьи», «по-купечески» и «по-девичьи».
По-купечески. В этом случае концы платка следовало завязать надо лбом. Узелок старались делать красивый, аккуратный, чтобы он напоминал цветок. При этом преследовалось две цели — удобно и крепко завязать платочек и получить дополнительное украшение. Купчихи обычно использовали именно такой комбинированный вариант.
По-бабьи. Способ, при котором хвосты косынки перекрещивались под подбородком, а потом затягивались сзади, использовали замужние женщины. Этим они подчеркивали социальный статус - женщина при муже, хранительница очага, семейная дама.
По-девичьи. Девушки завязывали платок узелком под подбородком. Такой вариант был очень популярен в первой половине 20-го века. Почти во всех губерниях именно так носили косынки юные девочки и девицы на выданье. Кстати, мода носить платки, завязав большой узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в 18-м веке, а образ "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, сформировался уже в 20-м веке.
Дворянки же изо всех сил подражали представительницам античной культуры, как и их «коллеги» по моде из Западной Европы. Нередко аристократки изучали журналы о моде из Франции, отдавая предпочтение дорогим шалям, а также легким платкам ажурной вязки или же кружевным. Так же, как знаменитые жительницы Рима или Древней Греции носили пелос (плотная материя с национальным орнаментом) внакидку, так и русские дворянки накидывали свои платки.
Уже в 20-м веке, кроме деления женщин по социальному статусу и семейному положению, появился еще один критерий - место работы. По тому, как была завязана косынка, понимали, кто перед вами — фабричная работница или колхозница. Последние чаще всего завязывали платок под подбородком, что позволяло спрятаться от ветра и холода. Работницы фабрик, стоящие у конвейеров и за станками, прятали волосы под косынку, которую завязывали сзади. Это позволяло соблюдать правила техники безопасности.


