Издревле люди старались запечатлеть красоту окружающего мира всеми известными способами. Россия в особенности богата наследием ремесел, которыми владели наши предки — это резьба по дереву, роспись керамики, глины и тканей. Художники, черпая вдохновение из каждодневной работы и житейских будней, стремились запечатлеть в своих произведениях бытовые предметы, пейзажи, животных, существующих и сказочных, а также создавали уникальные геометрические узоры. Но больше всего внимания ремесленников приковывали к себе, конечно, цветы — символ жизни и красоты.

Цветы недолговечны, но их изображение способно радовать глаз долгие времена. Так, благодаря искусным подмосковным мастерам прошлого, сохранившим для нас уникальные живописные традиции, мы можем созерцать красоту рукописного Павлово-Посадского платка, который считается воплощением русского национального характера. Узоры на платках напоминают бескрайние русские поля, луга или палисады: здесь раскинулись гроздья рябины, а там - горстка незабудок и колокольчиков, прижавшихся друг к другу, покачиваются на ветру. Самый крупный куст - с розами, георгинами или лилиями - всегда самый заметный, пышный и нарядный, окруженный листвой и орнаментом мелких цветов. Он по-царски выделяется из роскошного сада, тянущего свои ветви во все стороны.

Фон, на котором нарисованы цветы, тоже имеет свое значение. Темные или светлые тона завораживающе действуют на восприятие: кажется, из-за ветвей листьев вот-вот выкатится полная белая луна или взойдёт яркое сияющее солнце. Таинственные букеты можно разглядывать не отрываясь, находя в них новые и новые элементы. Цветы цепляют взгляд своей красотой и гармоничностью, изысканностью и простотой, плавностью линий и совершенством формы. Уже более двух веков Павлово-Посадская платочная мануфактура бережно хранит и воплощает таинство изготовления, традиции орнаментов и рисунков Павлово-Посадских платков.

С 1795 года в Павловском Посаде функционирует платочная мануфактура. Впервые производство было налажено купцами В.И. Грязновым и Я.И. Лабзиным в одном из сел Богородского уезда Московской губернии. Отличительные признаки Павлово-Посадского платка не изменились по прошествии двух веков - ими считаются воплощенные в рисунках мастеров мануфактуры гирлянды из роз и лилий, а также восточные фрагменты - "бобы" или "турецкий огурец".

Романтика цветочного платка. Коллекционер и искусствовед Олеся Ястребова

Культпросвет